Вокалист «Песняров» Анатолий КАШЕПАРОВ: В Америке меня всегда тянуло в Донецк
2017-10-08 https://www.donetsk.kp.ru/daily/26741.5/3769353/

После 25 лет эмиграции заслуженный артист Белорусской ССР выступил с концертом в столице ДНР В столице шахтерского края кумир не был с советских времен. Сразу же после распада СССР Анатолий Ефимович с семьей уехал в США и прожил там четверть века. Но ностальгия взяла верх, и он вернулся. Сейчас гастролирует по России, Белоруссии, Европе. А в США, как он сам шутит, ездит отдыхать, как на дачу.
В Донецке вокалист «золотого состава» собрал аншлаг в зале Центра славянской культуры. Он порадовал по-прежнему чистым, трогающим душу голосом.
Перед концертом Анатолий Кашепаров дал «Комсомольской правде» эксклюзивное интервью.
«К ВАМ ПРИЕЗЖАЛА ДРУГАЯ ГРУППА»
- Анатолий Ефимович, почему в Донецке даете всего один концерт?
- В Вильнюсе меня ждет жена Лариса с сыном. Они прилетели из Америки. Наконец-то, семья пусть и не в полном составе, будет рядышком. Целых два месяца. А через неделю выступаю в Дюссельдорфе, в Берлине. Потом - в Москве и Минске. После два месяца проведем с семьей в Америке. А в феврале «Песняры» отправятся на гастроли в Нижний Новгород, Пермь и другие города России.
Анатолий Кашепаров: «В белорусско-русский фольклор мы привнесли современное звучание».
- Когда я собирался на это интервью, в редакции мне сказали, что последний раз вы приезжали в Донецк в 2013-м…
- Это, наверное, другие. В 13-м я только вернулся из Америки.
- Другие?
- Скорее всего, это были «Песняры» бывшего администратора ансамбля. Я Владимиру Георгиевичу Мулявину предлагал: «Давайте зацементируем бренд». Но он не успел (основатель и художественный руководитель «Песняров» в 2002 году попал в автокатастрофу под Минском и через восемь месяцев скончался от полученных травм. – Авт.).
- Сейчас существует пять различных ансамблей, имеющих в своем названии слово «Песняры». Все эти коллективы исполняют песни легендарного «золотого» состава ансамбля…
- В основном это группы моих коллег, с кем я работал у Мулявина. К примеру, коллектив Владислава Мисевича (участник ВИА «Песняры» с 1968 по 1992 год, один из основателей и участников «Белорусских песняров» с 1998 года. - Авт.).
- А что с самим брендом?
- Министерство культуры Белоруссии отдало его государственному ансамблю. Сейчас там работает молодежь, которая Владимира Георгиевича и близко не знала. Да, неплохие ребята, но это ж не ансамбль танца!.. «Песняры» - это ж явление! В советские времена американская и европейская публика приняла нас на «ура».
МОЛОДЕЖЬ ТЯНЕТ НА ФОЛЬКЛОР
- А как выстраивал работу Мулявин?
- Он был лидером. Благодаря ему мы пытались существовать как одна семья. Он никому не позволял «тянуть на себя одеяло» и, хотя всегда спрашивал мнение музыкантов, солистов, аранжировщиков, последнее слово всегда было за ним.
- Расскажите о своем коллективе.
- Сейчас в группе шесть музыкантов. Три гитариста. Со мной работают те, кто помнит и любит «Песняров», а некоторые, как, например, звукорежиссер Сергей Осипов, работали при Мулявине. Сергей еще и непревзойденный аранжировщик. Все участники группы владеют двумя-тремя музыкальными инструментами.
- Что в основе вашего стиля?
- Песняровский дух! Да, в белорусско-русский фольклор мы привнесли новые современные звуки. Но, как и раньше, наша музыка не для ресторанов. Стараемся, как и Мулявин, делать песни на хорошую поэзию.
- Часто выступаете с концертами?
- Не так часто, как раньше. В советские времена давали до 120 концертов месяц. Собирали полные залы, стадионы.
- А среди поклонников «Песняров» много молодежи?
- Недавно на нашем концерте в Санкт-Петербурге было много 14-15-летних. Юные поклонники после концерта подходили и спрашивали, а почему мы вас раньше не слышали. На том же радио мы по формату не проходим. Там эфир предоставляют, что называется, коллективам одной песни. А вот на телевидение снова стали приглашать.
ЗАПОМНИЛСЯ ДВОРЕЦ «ЮНОСТЬ»
- Как вы добирались в прифронтовой Донецк?
- Из Минска ехали в Донецк через Россию, нам была организована «зеленая улица». Всюду нас помнят и на таможнях подолгу не проверяли.
- Какое впечатление от столицы Республики?
- К вам я часто приезжал с концертами в 70-80-е годы. Причем были в Донецке по две недели. Здесь у меня было много друзей. Думаю, многие из них остались в Донецке, просто они стали старше. В Америке меня всегда тянуло сюда. Помню, в начале 70-х ЮНЕСКО признало Донецк самым зеленым промышленным городом в мире. И сейчас город миллиона роз зеленый, на его улицах чистота. И дышится очень легко. В Донецке мы выступали в оперном театре, в различных ДК. А потом постоянно - во Дворце молодежи «Юность». «Юность» жива сейчас?
- В августе 2014-го ВСУ нанесли артудар по зданию. Дворец молодежи остался без крыши, окон и дверей.
- Да уж.
- Что успели посмотреть в Донецке?
- Прогулялся по парку Центра славянской культуры. Мне понравился собор святых благоверных князей Петра и Февроньи.
В США СТАЛ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ДВУХ ПИЦЦЕРИЙ - Когда вы впервые побывали в США?
- В 1976 году. «Песняры» были единственным советским коллективом, собиравшим полные залы коренных американцев. На наши концерты шло много молодежи. Сейчас в Америке ни одна русская группа не пользуется такой популярностью. Владимир Мулявин прилетел в Штаты с электрогитарой Гибсон, чем удивил американских журналистов. На тот момент у советских музыкантов были чешские или польские гитары. «Откуда у вас такая гитара?» - спросили они на пресс-конференции. Мулявин ответил шуткой: «Да у нас все универмаги и магазины завалены гитарами Гибсон».
- Вы прожили четверть века в США. За океаном у вас родился сын.
- Когда развалился Советский Союз, кругом началась неразбериха, никому наши концерты были не нужны. В 1991-м я закончил ГИТИС, отделение эстрадной режиссуры. В Америку ехал с мыслями, когда все наладится, я вернусь. Но, видите, время затянулось… Я поехал не один, с семьей, а семью нужно содержать. Как мне казалось во время прежних гастролей, США предоставляют много возможностей, но - оказалось, только для молодых людей. Пение оставил, работал на разных работах. Лариса поддерживала. С двумя дочерями Леночкой и Дашенькой сначала жили в Калифорнии. Потом перебрались в Нью-Йорк. Там у нас родился сын Данилочка. Сейчас у нас свой дом в Нейплс. Это недалеко от Майами в штате Флорида. В самом городе очень много русскоязычного населения - из Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана… Последние два года я приезжаю к своим в Нейплс, как на дачу. Отдохнуть от гастролей. До того, как возобновил гастрольную деятельность, я был владельцем двух американских пиццерий.
ДРУЖИТ С АГУТИНЫМ И ДОЛИНОЙ
- Расскажите о своих детях.
- Обе дочери – будущие врачи. Сейчас они работают медсестрам. Очень современные девочки, несмотря на то, что любят развлекаться, учебу не запускают. Данил – технического склада ума. Менталитет у него наш – славянский. Ему нравится военная техника, создает компьютерные игры.
- С кем из российских звезд дружите?
- С Леонидом Агутиным, Ларисой Долиной. Долина знает нас очень давно. К «Песнярам» даже молодые исполнители относятся с большим уважением.
- А сейчас выступаете в США?
- Да. Недавно в Америке перед верующими православной церкви выступал с благотворительными концертами. Собранные пожертвования прихожанка Лариса, сама она из Донецка, передала обездоленным детям Донбасса. - Чем сейчас живут «Песняры»?
- Дерзаем – «на старом» далеко не уедешь. Много денег вкладываю в приобретение профессиональной музыкальной аппаратуры. Дончанам я хочу пожелать мирного неба над головой, берегите себя.
Роман ПОБЕРЕЖНЮК


«Песняр» Анатолий Кашепаров рассказал о своем концерте в «ДНР» и отношениях с Борткевичем
https://nn.by/?c=ar&i=198826&lang=ru 10.10.2017 / 15:50 Фото donetsk.kp.ru.
«Песняры» во главе с Анатолием Кашепаровым дали концерт в оккупированном Донецке. Мы расспросили у музыканта, зачем он поехал в «ДНР» и что там видел.

«Наша Нива»: Анатолий Ефимович, очень неоднозначная реакция на ваш концерт в «ДНР». Почему вы поехали в Донецк?
Анатолий Кашепаров: Потому что мы все люди, во-первых. Во-вторых, еще два года назад я в США начал делать концерты для детей Донбасса. Для-де-тей, понимаете! Не для взрослых. Мы же все люди, все человеки. В политику я никогда не лезу, мне этого не надо. Я человек мира. Главное — чтобы не было войны.
«НН»: Так война там была и еще, возможно, будет.
АК: Да никакой войны мы там не увидели.
«НН»: Какое впечатление оставляет Донецк?
АК: Чистенький, аккуратный, красивый. Единственное, что раньше людей было много, а теперь, видимо, процентов 30 только осталось. Ну да, маловато людей на улице.
«НН»: Теперь вас могут не пустить с концертами в Украину.
АК: Меня это не волнует, я за человеческие отношения. Я где-то год назад в последний раз давал концерт в Украине. Это не наше дело. Важно, чтобы люди, те, что над нами договорились между собой.
«НН»: Вы понимаете, что вас могут использовать для пропаганды?
АК: Да. Дураков на свете много, что я сделаю? Они всегда будут. Я осознанно поехал, потому что там тоже люди, красивые, прекрасные люди. Все остальное меня волнует.
«НН»: Следили ли вы за боевыми действиями на востоке Украины?
АК: Мы проехали по дорогам Донбасса. Дороги красивые, ровные, отремонтированные, все сделано. Я не почувствовал, что там было когда-то. Или нас так везли… Нас же привезли, заселили, мы отработали, вот и все. Красивый зал, красивые люди, нас на ура приняли. Просто есть какие-то зануды, которые выискивают проблему в этом.
«НН»: А как добирались?
АК: Просто. Повсюду была «зеленая улица». Никаких проблем. Белорусов любили и любят в Донецке. Может быть у нас слишком много информации о тех событиях, некоторую лучше и не знать… Что там было, что там будет, я не разобрался в этом. Я просто мелкая сошка, капля в море, я ничего не могу там изменить.
«НН»: С руководством «ДНР» у вас не было встреч?
АК: Нет, я категорически сказал, что никаких вопросов относительно политики, войны, обсуждать не буду. Я ни с кем не встречался. Там могут быть личные разборки. Заранее обо всем предупредил. Категорически сказал, чтобы никаких вопросов даже не возникало. И к моей просьбе отнеслись с уважением.
«НН»: Эту поездку много критикуют …
АК: Сколько людей — столько мнений. Все нормально. Мы просто будем за все поступки отвечать перед Богом. Бог един во всех конфессиях. Люди проживают жизнь, а жизнь у людей короткая. Надо жить, а не тратить время на разборки. Если кто-то в чем-то не прав, то я уверен, что он за это все равно где-то ответит.
«НН»: В интернете пишут, что вам просто большие деньги в Донецке предложили, поэтому вы туда поехали.
АК: Вот давайте возьмем Леонида Борткевича. Он меня вставляет в афишу и ездит повсюду. А я об этом не знаю. А он давал концерты в Судаке, Харькове, Одессе. Я с ним уже не работаю, а он мое имя повсюду ставит на афишах. Это называется паразитизм. И он ездил, и будет ездить в Украину. И это даже я не выступал в аннексированном Крыму, а он выступал! Может быть, это ему много денег платят, а не мне.
«НН»: А как это так, что вы на его афишах?
АК: Ну вот так, Кашепаров и Борткевич пишут, а едет он один. С этим надо разобраться. Пишут, что «Золотые голоса «Песняров» воссоединились, ля-ля-тополя, Кашепаров, Борткевич… А я даже не знаю про эти концерты. Даже когда я был в Америке, то мне люди присылали афиши. Единственным моим руководителем был Владимир Мулявин. Борткевич даже не знает куда какой шнур воткнуть… Он может даже не в то место засунуть. Ладно, это шутки всё. Но я через интернет узнаю о концертах, в которых якобы участвую. Я о сделанном никогда не жалею. Я нормальный человек.
«НН»: Вы сейчас в Беларуси все время живете?
АК: Ну да, и здесь, и в России. Ведь Беларусь не помогает деньгами, а Россия помогает жить концертами. Там нас помнят, любят, залы заполнены. В Минске настолько из людей деньги вытянули, что мне их жалко. А дети они такие: если даже последний рубль будет, то его потратят и пойдут на концерт на ледовую арену. На «Басту» эту негритянскую, дворовая музыка, рэп. Я работаю не на заказные концерты, а на купленные билеты.
«НН»: Я видел, что вы давали интервью донецкой «Комсомольской правде» и автограф оставили на белорусском языке. Разговариваете по-белорусски?
АК: Если понадобится, то я могу переходить на белорусский. Я был единственным из «песняров», кто хорошо знал белорусский язык. Почему? Мой отец был директором школы, а мать работала редактором в издательстве «Беларусь». Мы со многими белорусскими писателями жили в одном доме на Чернышевского: Пилип Пестрак, Нил Гилевич, Эдуард Волосевич. Хорошо помню «Лысую гору», где эти писатели говно делили. Читали же? Гилевич хорошо всех пропесочил. И наша дача там была, всё это видели.
Беседовал Змитер Панковец https://nn.by/?c=ar&i=198826&mo=64497813e60e597fb9500a101dbde044dbe16450&lang=ru



В ЭМИГРАЦИИ. РУССКАЯ ДУША
Журнал "Кругозор" апрель '2013
Интервью с солистом ансамбля "Песняры",
Заслуженным артистом Республики Беларусь, Анатолием Кашепаровым

Зоя МАСТЕР

- Анатолий, честно говоря, я была уверена, что ВИА "Песняры" прекратил своё существование ещё лет 10 назад. А посмотрела в интернет и узнала, что сегодня существует четыре варианта "Песняров". вы входите в состав какой-либо из этих групп?
- Нет, Боже упаси. При этом должен вас поправить - групп под этим названием сейчас шесть. И я поддерживаю Ваше мнение: "Песняры" закончили своё существование с уходом Владимира Мулявина. Это однозначно.
- Хорошо, а чем вы занимаетесь последние 20 лет, с тех пор, как остались в США? Чем, проще говоря, зарабатываете на жизнь?
- Я пробовал себя в различных бизнесах, приносивших неплохой доход. Кроме того, я выступаю с концертами здесь, в России и Белоруссии.
- Вот в одном из интервью, вы говорили, что в процессе вживания в американскую жизнь "всё приходилось прошибать лбом", хотя приехали вы не на пустое место. У вас здесь были друзья, знакомые. Что оказалось самым трудным в эмигрантской жизни?
- Я действительно приехал к друзьям. Но не все любят делиться своими секретами вживания и выживания в Америке, мелочами, которые порой оказываются важнее каких-то глобальных советов.
- Это из серии, как лучше сделать?
- Именно. Ну, например, почему бы не сказать, что, переезжая из одного места в другое, нужно в почтовом отделении оставить свой новый адрес, и тогда почта автоматически будет пересылаться на него? Вот из-за такой "мелочи" затерялись очень важные документы. Вообще, я сделал много ошибок, замедливших процесс адаптации, но постепенно научился вникать в суть проблемы, приобрёл опыт. А главное, сам всегда стараюсь помочь советом другим, потому что незнание приводит к ошибкам, которые стоят и денег, и времени.
- В телемосте передачи Малахова "Сегодня вечером", вы сказали, что уезжали ради детей и уезжали не навсегда. И вот это "не навсегда" повторяют практически все, у кого творческая карьера в Америке не сложилась: Максим Дунаевский, Александр Журбин, Вадим Мулерман. И знаете, что мне приходит в голову, когда я слышу эти стеснительные признания? Может, если бы уезжали навсегда, сжигая за собой мосты, зная, что "назад хода нет", то всё бы как раз и сложилось? Потому что нельзя идти вперёд, оглядываясь назад, с расчётом - если что не так, вернусь. В чём я неправа?
- Я бы уехал в любом случае, даже если бы Союз не развалился. Но он развалился. 1991-й год стал годом безвластия, всё стало неуправляемым. А на мне была ответственность за семью. И я горжусь тем, что сохранил семью, вырастил троих детей. Но Вы правы в том, что мой отъезд не был "прыжком в никуда", и я знал, что если не понравится, не сложится, то всегда смогу вернуться или уехать куда-то ещё. Но если бы я и вернулся, то не из-за ностальгии.
- Вы чувствовали себя человеком мира?
- Именно так! Во-первых, потому что привык к кочевой жизни. Во-вторых, я никогда не был националистом, не разделял людей по национальной принадлежности или религии и понимал, что в каждой стране есть свои законы или правила, к которым должен приспособиться ты - а не они к тебе. Но в то же время, я не люблю быть загнанным в какие-то рамки. Мне необходима возможность свободы передвижения. И главное, мне хорошо там, где хорошо моей семье, а хорошо нам здесь, стало быть, мой дом - здесь.
- Что в американской жизни вы так и не приняли, а что в российской (белорусской) уже не принимаете?
- Я принимаю всё и в этой, и в той стране. Удивляет, как всё кругом поменялось, и как быстро Россия и СНГ в целом вошли в капитализм. Пытался вникнуть - откуда и как люди зарабатывают на жизнь, причём зарабатывают весьма неплохо. Признаюсь, что так и не понял, но деньги - огромные, и это удивляет. Все что-то покупают и продают. Всюду разбросаны непонятные магазинчики, где торгуют, скажем так, электроникой: какими-то подслушивающими, подглядывающими устройствами, причем, сделанными в США.
- И что странного?
- Да ведь как раз в Америке такой товар не увидишь наваленным на полках, для него есть специализированные магазины, которые вовсе не бросаются в глаза и в которые не зазывают с улицы. Понимаете, по улицам бегут красивые девочки, красивые, модно одетые мальчики, которые занимаются непонятно чем, вдоль грандиозных мраморных фасадов новых зданий несётся поток шикарных машин, всюду рестораны, поесть в которых стоит не менее $500.
- Таковы, обычно, ощущения от любого мегаполиса.
- Вовсе нет. Нью-Йорк - тоже мегаполис, но ощущения совершенно иные, для меня понятные. В Москве - ощущение показной роскоши. То, что люди стали жить лучше - это замечательно. Но вызывает недоумение постоянное выпячивание себя, своих достижений, благосостояния. И вот эти понты…
- Понты?
- Именно. Недаром говорят, если бы понты светились, в Москве стояли бы белые ночи. Я не хочу сказать, что там никто не работает и ничего не производит. Но почему-то бросается в глаза именно атмосфера постоянной купли-продажи. Всего. Например, квартир. Люди обогащаются за счёт перепродажи жилья, оставленного в наследство. Это просто тренд такой. Вот, бабушка или тётя оставила квартиру на Кутузовском. вы знаете, сколько стоит такая квартира?
- Честно говоря, не интересовалась.
- Не менее двух миллионов долларов, а какая-нибудь паршивая хрущёвка - тысяч триста долларов. И вот он продаст такую квартиру на Кутузовском, купит что-то подешевле в Майями и кайфует, занимается неизвестно чем, но зато с гонором, непонятно чем вызванным.
- В Америке люди скромнее?
- Люди разные. Но здесь больше имеет значение то, что человек из себя представляет, чем то, на какой машине он ездит, какие часы у него на руке и носит ли он костюм от Boss или платье от Dolce and Gabbana. Всё происходит незаметно, но по правилам.
- А мне кажется, это хорошо, что Москва изменилась к лучшему в сравнении, скажем, с 80-ми годами: хорошо освещённые улицы, хорошо одетые люди…
- Согласен. Только в прежние годы я больше видел на тех улицах людей среднего и старшего возраста. Сейчас, в основном, молодёжь, которую кормят ноги. Бегом - купили, продали, в институт забежали, потусовались, съездили в Америку по обмену. Кстати, потом эту Америку хаят.
- Почему?
- Не знаю. Наверное, так модно. В метро посмотришь, у пожилых людей лица грустные, озабоченные, да и вообще их мало, пожилых.
- А что, в Америке лица у пенсионеров веселее?
- У тех, кого я встречаю, с кем разговариваю, которых вижу в магазинах, на пляже, - точно да. Вот недавно возвращался домой через Германию, и со мной летел пожилой американец. Он должен был встретиться в Испании со своей дамой, чтобы отправиться в круиз. Я спросил, сколько ему, и он показал паспорт - 96! Вы можете себе представить? И что поразило больше всего - это его оптимизм, энергия, интерес к жизни.
- Ну, хорошо, а какие-то особенности американской жизни вас напрягают?
- Да нет. Тут, в принципе, всё сделано для удобства людей. Если что и напрягает иногда, то недостаток денег на приобретение музыкальной аппаратуры. Но это зависит от тебя самого, от умения принимать правильные решения, таланта, упорства. Должен сказать, что пару раз пытался делать бизнес с нашими соотечественниками, но потерял время и деньги. К сожалению, наши люди, за редким исключением, не умеют держать данное слово. Они необязательные партнёры, и именно поэтому американцы опасаются иметь с нами дело. Не хочу огульно обвинять всех подряд, но слишком часто я вижу, что у русских цель бизнеса - одноразовое обогащение, а не выстраивание предприятия на годы. Вообще, в Америке, те, у тех, кто получает хорошее образование, жизнь складывается правильно. Сужу хотя бы по своим детям и их друзьям.
- У вас трое детей.
- Да, сыну 17, он оканчивает школу, думает, в какой колледж поступать. Обе старшие дочери выбрали профессию медсестры. Они прекрасно учились, работают и при этом находят время и возможность ездить, развлекаться, интересно жить.
- Скажите, они понимают, насколько известным человеком Вы были в период расцвета "Песняров"? Они слушают ваши записи?
- Пожалуй, нет, и я не настаиваю. Конечно, они знают о том, что я пел, гастролировал, о популярности "Песняров", но у них своя музыка, своё восприятие. Для своих детей, я - просто их отец.
- А давайте поговорим об этом славном прошлом и свяжем его с настоящим. Вообще, "Песняры" - это был просто коллектив, или семья, когда крестины-именины справляли вместе?
- Так и было, но в основном, жизнь проходила в концертах, поездках - жёнам всё мало денег было. Правда, моей жене - хватало. А лидер был, конечно, Владимир Мулявин, и, благодаря ему, мы пытались существовать как одна семья. Он никому не позволял "тянуть на себя одеяло" и, хотя всегда спрашивал мнение музыкантов, солистов, аранжировщиков, последнее слово всегда было за ним. И это правильно. В ансамбле шёл творческий процесс, во время репетиций каждый имел право высказать своё мнение, но решение и ответственность за него брал на себя Мулявин - невероятно талантливый и несправедливо быстро забытый музыкант, композитор, Народный артист СССР.
- Чем, всё же, объясняется невероятный успех мулявинских "Песняров"? В чём был секрет их неповторимого звучания?
- В репертуаре, голосах, стиле и бесподобных аранжировках, в людях, которые собрались в нужное время, в нужном месте.
- Знаете, порой современные аранжировки настолько однообразны, что, если не видеть, кто именно играет, узнать группу практически невозможно. То же самое касается мелодического ряда и гармонии. К примеру, слушая "Рождественские встречи" Аллы Пугачёвой, у меня возникло ощущение, что все песни, кроме двух-трёх, словно написаны под копирку, а аранжировки вообще сделаны компьютером.
- В Москве работает несколько востребованных аранжировщиков, которые пишут для звёзд: Баскова, Бабкиной, Киркорова, Лолиты. Конечно, они пишут, понимая, что эти артисты работают в разных стилях и стараются аранжировать материал в соответствии с манерой, голосовыми данными и репертуаром конкретного исполнителя. Но всё равно, рука-то одна. Отсюда и возникает ощущение одинаковости и отсутствия своеобразия, уникальности звучания. Но, с другой стороны, меня восхищает, как за какие-то 10-15 лет российский шоу-бизнес расцвёл. Появились замечательные высокопрофессиональные режиссёры, звукорежиссёры, операторы, которые научились ставить качественные, зрелищные шоу. Теперь это целая индустрия, и это здорово! Правда, при этом видишь те же лица на тех же каналах.
- На программе у Олега Нестерова вы сделали поразительное признание: к каждой программе готовилось от 50 до 100 песен, а потом отбиралось всего 30, с которыми вы и появлялись на сцене. Сегодня, готовясь к выступлениям, вы так же требовательно относитесь к собственному репертуару?
- Стараюсь. Но, во-первых, мне бы хотелось сказать пару слов об Олеге Нестерове. Это профессионал высокого класса, великолепный, вдумчивый, знающий телеведущий.
- Совершенно с вами согласна и удивляюсь тому, что его словно не замечают, не выдвигают на телевизионные премии, о нём нигде, никогда не слышно.
- Понимаете, он по-настоящему творческий человек, он не тусуется с нужными людьми, а просто занимается своим делом, и эта мишура ему не нужна. А что вас смущает в моём репертуаре?
- Ну, например, я посмотрела ролик с песней о холостяке. Мне показалось, она сильно уступает по качеству уровню песен, исполняемых "Песнярами".
- На всякий товар находится свой купец. По-моему, там всё достойно. Или вот песня "Сивый голубь".
- Вы пели "Сивый голубь" и "Вологду" в прошлом году в Кремлёвском дворце".
- Да, 28 ноября, на концерте памяти Владимира Мулявина. "Вологда", кстати, прозвучала на английском и русском, и пел её со мной замечательный американский музыкант Даррелл Пауэлл/ Darrell Powell. В концерте принимали участие замечательные артисты, включая, моих бывших коллег из Золотого состава "Песняров". Это мероприятие показали по нескольким каналам, в газетах появились рецензии. А потом в Белорусской газете появилось интервью, данное моим бывшим коллегой, в котором он перечислил абсолютно всех участников, включая Кубанский хор и Бурановских бабушек, и только моё имя он упустил. Спрашивается, почему? Мы все пообнимались, поулыбались друг-другу, сфотографировались. Всё прекрасно. И вдруг - плевок в спину от своего же коллеги. Ведь мы не в ссоре и делить нам нечего, и прилетел я на этот концерт за 1400 километров, причём, за свои деньги. Это я к вашему вопросу о "размноженных", растиражированных "Песнярах". Вот потому их теперь шесть коллективов. А я бы их всех разогнал, потому что с уходом Мулявина "Песняры" ушли в историю, а на смену пришло зарабатывание денег на знаменитом бренде.
- Сурово.
- А то…
- Возможно, вам не понравится следующий вопрос, но я его задам. Это правда, что в ансамбле существовало негласное правило: кто не может пить, тому не место в "Песнярах" и что несколько музыкантов умерли от запоев?
- Существовало правило - сухой закон на гастролях. Валера и Игорёк отошли в мир иной из-за острой сердечной недостаточности, и случилось это во время утренних пробежек. А все эти домыслы о запоях - очередная глупость "сетевых троллей" и жёлтой прессы. Понимаете, когда человек по-настоящему талантлив, он как ребёнок, и с обычными людьми ему ужиться нелегко. Талантливые артисты работают с такой отдачей, на таком пределе возможностей, что тем, кто далёк от сцены, объяснить это сложно. А мы их не уберегли.
- Мы - это кто, ВИА "Песняры"?
- Да, и мы, и Министерство культуры, и... многие другие.
- Пожалуйста, объясните, чего не предоставил Минкульт или партийные организации? Ведь наверняка у всех были квартиры, в очередях за колбасой и туалетной бумагой не стояли, за границу выпускали - весь набор мечтаний советского человека. Как ещё надо было беречь и охранять?
- Наверное, я вас удивлю, но у меня в Минске не было квартиры.
- А в Вологде?
- (смеётся) Жду.
- А ведь могли бы вам там хоть дачу выделить в награду за многолетний пиар их города.
- Дача? У меня была дача в Белоруссии, но её переписала на себя моя родная сестрёнка, причём, без моего разрешения. А в Минске я купил однокомнатную 16-метровую квартирку.
- Тогда удивите меня ещё раз. Скажите, что и у Ольги Корбут с Леонидом Борткевичем не было своей квартиры.
- Была, и не одна.
- Существует несколько версий развала "Песняров": алкоголь, женщины - в частности, Ольга Корбут, из-за влияния которой ушел Леонид Борткевич, жена Мулявина Светлана Пенкина, проворачивающая афёры с деньгами, в частности, гонорарами музыкантов. А некоторые критики одной из причин развала группы считают неизменяемость стиля вашего ансамбля, а однообразие, как известно, несовместимо с течением времени. Могу я услышать ваше личное мнение по этому поводу?
- Что-то во всём этом есть, но истина, как всегда, где-то посередине. Корбут убедила Борткевича заняться сольной деятельностью, но после его ухода мы работали ещё лет 15 при заполненных залах, дворцах, стадионах. Так что развал "Песняров" начался не с этого. Я считаю, что последние жены, бывшие с Мулявиным, не уберегли его! Да, он у нас был такой, царствие ему небесное! Насчет однообразия, то дай Бог, чтобы какой-нибудь из современных коллективов был таким "однообразным", как "Песняры".
- Существовала какая-то ревность или конкуренция между солистами?
- Абсолютно нет! Каждый делал свою работу. Иначе было бы невозможно давать по три-четыре концерта в день. 120 концертов в месяц.
- Российские поп-звёзды (хорошее словосочетание, однако!) постоянно жалуются на пристальное внимание прессы, судятся с журналистами. А потом смотришь экскурсии Андрея Малахова по рублёвско-московским дворцам Волочковой, Баскова и прочих Жасмин и думаешь, ну, зачем они живут напоказ, зачем столь раскованно ведут себя в стране, где богатство и просто обеспеченность исторически считаются пороком и преступлением? Что Вы думаете о российской "ярмарке тщеславия"?
- Это всё пиар. Да, жалуются, что журналисты достают, прохода не дают, буквально преследуют, дежурят у дома и чуть ли не в ванной. Но стоит прессе чуть ослабить внимание, они из кожи лезут и сами приглашают поснимать свои мраморные туалеты и спальни, чтобы о себе напомнить.
- Раньше гордились хорошей библиотекой, картинами, а теперь демонстрируют сумки, туфли, нижнее бельё, люстры и канделябры.
- Наверное, им просто скучно. А народ в своей массе, пойдёт на того, кого чаще показывают.
- А может, народ как раз это и хочет видеть? Ведь, как известно, спрос рождает предложение.
- И это тоже. Но сейчас об успешности человека вообще и артиста в частности, судят не по количеству прочитанных им книг, правильной речи или хорошим манерам, а по внешнему лоску, количеству украшений или наличию "наличности", то есть, денег.
- Известный российский композитор и продюсер Виктор Дробыш как-то сказал, что артисту необходимо что-то из себя представлять, и задача - не в вокальных данных, а в узнаваемости. А кто, по-вашему, на российской эстраде, сегодня "штучный товар"?
- Наиболее точное представление об артисте даёт живой концерт. Если говорить о тех, чьи выступления я слушал недавно, то должен отметить Лолиту. Она выкладывается полностью и музыканты у неё очень крепкие - я недавно имел счастье с ними познакомиться. Мне очень нравится Николай Носков. У него много тонких по мелодизму и гармонии вещей. Там видно творчество. Это моё субъективное мнение.
- Но ломятся-то на Стаса Михайлова с его тремя аккордами и Ваенгу, которой вообще редко удаётся попадать в ноты.
- Вы слишком строги по отношению к ним.
- Ну, это тоже моё субъективное мнение.
- Но любовь народа стоит многого - она диктует популярность и мнение.
И не забывайте, что на интернете, на дисках, в телепередачах записи студийные, качественные. А уже на концерте мнение слушателей о том или ином артисте может меняться в ту или иную сторону.
- Там, в ваших "флоридских" краях обитает большое количество звёзд российской эстрады. Вы дружите, общаетесь с кем-то из них?
- Все они - птицы залётные, и когда залетают в наши тёплые края, иногда встречаемся с Игорем Николаевым, Леонидом Агутиным, Наташей Королёвой и многими другими нашими "звезданутыми".
- Анатолий , что, прежде всего, необходимо артисту?
- Востребованность. Она придаёт силы, желание работать, петь. Концерты, встречи подпитывают энергией.
- Ваш сын родился в США. Несколько лет назад, в одном из интервью, вы говорили, что хотите приехать с ним в Россию и Беларусь, чтобы он понял, что такое русская душа. Это был оборот речи? Если вам удалось понять, что такое русская душа, объясните это, пожалуйста.
- Сын ездил в Россию - она ему понравилась. С душой не разобрался - времени было мало. А вообще, в моём понимании, русская душа - это скромность, достоинство, умение слушать, сопереживать, готовность прийти на помощь, не дожидаясь просьбы.
- Анатолий, о чём вам мечтается под шум прибоя?
- Я не мечтаю, а переношусь в детство, к бабушке моей, Александрине. Небо бездонное, пение птиц, запах травы, белорусский лес. Ещё вспоминаются концерты, когда часами на сцене и думаешь, как бы не сорвать голос. К счастью, такое бывало редко. Или вот приедешь с гастролей на два-три дня, берёшь машину - и в лес восстанавливаться. А потом опять концерты, переезды, так жизнь проходила. Потому сейчас ценю покой, тишину, песок, прибой. А мечтается осуществить проект, посвящённый Владимиру Мулявину.
- Успеха вам.

http://www.krugozormagazine.com/show/Kasheparov.1775.html